Версия для слабовидящих
День воспитателя – это достаточно значимый день, потому что нет более высокой миссии на земле, чем воспитание…
Сегодня на базе МАДОУ Боровского детского сада "Журавушка" прошел семинар Надежды Михайловны Метеновой,…
Объявления

Наши телефоны:

724-538 - бухгалтерия

722-314 - методический кабинет

723-248 отдел кадров (приемная)

722-569 - заведующий

«Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств»

  чт., 07.05.2015

Воспитатель высшей квалификационной

категории      Пуртова Н.С.

Слайд 1

     В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним).

      Семья также переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. 
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Слайд 2

Академик Д.С.Лихачёв говорил «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Слайд 3

Приступая к работе по патриотическому воспитанию мы провели диагностику детей.

Слайд 4

  Начиная работу по патриотическому воспитанию, мы понимали всю значимость семейного воспитания.

  Поэтому в первую очередь мы разработали и провели анкетирование среди родителей.

Делая мониторинг, мы увидели, что 17 % родителей занимаются патриотическим воспитанием своих детей, 63 % родителей считают, что начинать патриотическое воспитание необходимо в дошкольном возрасте и 20 %  родителей хотели бы получить квалифицированную консультацию по теме патриотического воспитания.

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? (70 %)

2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста? (72 %)

3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? ( %)

4. Хорошо ли вы знаете народную культуру, традиции? ( %)

5. Достаточно ли у вас знаний о городе, в котором вы живете?  ( %)

6. Хотели бы вы получить квалифицированную помощь по теме патриотического воспитания? (59 %)

   Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что эта тема волнует всех, а многие родители нуждаются в помощи, рекомендациях, советах.

   Прежде чем начать образовательную деятельность по патриотическому воспитанию, мы разработали перспективный план, куда вошли консультации, вечера вопросов и ответов, деловые игры, памятки, наглядная информация, где главным требованием было – конкретность и краткость.

   Затем оформили календарь семьи, где указываем не только дату и тему, над которой работаем, но и некоторые рекомендации.

    Была проведена интересная форма взаимодействия с родителями – семейная гостиная, в форме деловой игры, в которой принимали участие дети вместе с родителями.

  После того, как мы объяснили родителям значимость данной проблемы, мы думаем, что они стали нашими помощниками и союзниками в учебно-воспитательном процессе по теме патриотического воспитания.

5 слайд

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.

6 слайд

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, пестушки,  потешки, игры-забавы, сказки и т. д.

- знакомить с русскими народными подвижными играми;

- знакомить с народными музыкальными инструментами, в том числе шумовыми, звучащими игрушками;

-знакомить с русскими народными промыслами - матрешка.

7 слайд

Развивающие:

 - развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности;

- учить овладевать образно-игровыми имитационными движениями в сочетании с музыкой.

8 слайд

Воспитательные:

 - воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к музыкальным игрушкам, в том числе сделанным своими руками;

- пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр - забав.

Cлайд 9

   И всё - таки, ведущее направление в дошкольном образовательном учреждении – это работа с детьми, т.к. решить задачу патриотического воспитания ребёнка, возможна, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность.

   Здесь также был разработан перспективный план по приобщению детей к истокам русской культуры. Куда вошли беседы, сюжетно-ролевые, дидактические, народные, хороводные и подвижные игры, рассматривание иллюстраций, альбомов, сюжетных картинок.

   Для реализации перспективного плана важным условием является создание предметно-развивающей среды.

      Система работы, которую мы предлагаем, строится на базе созданной нами благоприятной образовательно-воспитательной среды, способствующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка, а также творческого сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых. Тематическое планирование представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются и при этом раскрывают многообразные связи предметно-практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы.

Слайд 10

В работе с детьми широко используем все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.

В адаптационный период используем уговорушки, потешки для новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий! ».

Слайд 11

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывем положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания сопровождаем такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»

При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… »

Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

На все случаи жизни применяю потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок....» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ».

Умению регулировать темп, громкость речи способствуют заклички: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко! », «Дождик-дождик, полно лить», «Радуга-дуга, не давай дождя!».

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно: «Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки… ».

Колыбельные песенки: «Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою детку не буди».

Прибаутки или забавушки предназначены для развлечения малыша: «И-та-та, и-та-та, Вышла кошка за кота, …»                                                                                                          Одна из разновидностей прибауток – небылицы – перевертыши: «Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке  по кривой дорожке».

Загадки – полезное упражнение для детского ума. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку.

Слайд 12

Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», или: «Этот пальчик – дедушка…»

Слайд 13

На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как прыгают лягушки , зайцы и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.

Слайд 14

Еще один очень важный фактор воздействия на ребенка - художественная литература.

Нам, кажется, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Для того чтобы помочь детям увидеть, понять и почувствовать прекрасное, мы сделали выборку и используем в своей работе специально подобранные произведения художественной литературы.

Особое место здесь отводится сказкам – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно использую различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаем  детей к участию.

Слайд 15-16

В работе с детьми нам также помогает наша изостудия. Здесь мы не только развиваем руку и мысли, но и изучаем, тренируем и закрепляем знания, умения и навыки по патриотическому воспитанию.

В этом нам помогают трафареты, иллюстрации, раскраски.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.

        Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Слайд 17

Музыка

Слайд 18

Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки».

Слайд 19-21

        Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.

Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, а также применить полученные знания на практике.

        В работе с детьми использую такие игры как: «Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Собираем урожай», «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета, «Разноцветные ленточки», «Папе, маме, малышу», «Поможем кукле одеться», дидактические игры с матрешками и т. д.

        В совместной деятельности мы широко используем дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые, опираясь на основной вид деятельности – игру, формируют у детей соответствующие знания и навыки.

Слайд 22

В совместную деятельность мы также включаем беседы о родном городе, городах края, животных родного края, просматриваем тематических альбомов, иллюстраций, организуем выставки предметов детского творчества.

Слайд 23

В патриотическом воспитании также используем ИКТ (информационно-компьютерные технологии)

Слайд 24 - 30

     Чувство Родины…

      Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

     Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Слайд 31-32

      «Охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

      Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

      Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей  в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!». (поливаем цветы, подметаем веранды, убираем листочки, снег)

Слайд 33

        Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Слайд 34 - 50

Родная семья.

        Мир ребенка начинается с его семьи.

        Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

       Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

       В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываю в них гуманное отношение к своим близким.

 

Слайд 51

Акция «День пожилого человека».

         В нашем ДОУ стало уже традицией проводить акции, посвященные «Дню пожилого человека» - «Дедушкам и бабушкам наше внимание и заботу».

Слайд 52

Родная культура.  Историко-краеведческий музей.

«Нет земли краше,

чем Родина наша!»

      Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

       Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

19 слайд

Музей «Русская изба».

       Мы не испытываем трудности, так как в нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

20 слйад

Творческий клуб «Читайка».

      Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью. «Почемучки» интересуются всем. Поэтому нами, совместно с детской библиотекой организован творческий клуб «Читайка», где дети получают знания, участвуют в мероприятиях, проводимых работниками библиотеки вместе с воспитателями. Это «Экологический  утренник», «Былинные герои – защитники Отечества», «История возникновения праздника «Новый год».

22 слайд

Моя малая Родина.

      Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книг, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

    Это и аллея около детского сада, березовая роща, и сказочная поляна. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

  • Составление портфолио  «Моя семья».
  • Участие в оформлении дидактического материала к играм и оборудования к сюжетно-ролевым играм, изготовление музыкальных игрушек, игрушек – шумелок .
  • Подбор музыкальных игрушек, книг, музыкальных инструментов.
  • Участие в оформлении выставок в группе, сезонных выставках и конкурсах ДОУ п. Боровский.
  • Совместные  мероприятия: представление музыкальной сказки «Теремок», походы в лес, экскурсии в музей, библиотеку, по улицам посёлка.
  • Сочинение сказок с детьми на патриотическую тему.
  • Индивидуальные беседы.
  • Педагогические гостиные, семинары-практикумы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района
Боровский детский сад «ЖУРАВУШКА»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей
625504, Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Максима Горького, д.10, стр. 1
Телефон: 8 (3452) 722-569, 8 (3452) 723-248
Эл. почта: jyrawyshka@yandex.ru
Сайт разработан в студии  
«Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: