Версия для слабовидящих
День воспитателя – это достаточно значимый день, потому что нет более высокой миссии на земле, чем воспитание…
Сегодня на базе МАДОУ Боровского детского сада "Журавушка" прошел семинар Надежды Михайловны Метеновой,…
Объявления

Наши телефоны:

724-538 - бухгалтерия

722-314 - методический кабинет

723-248 отдел кадров (приемная)

722-569 - заведующий

Начало речи. Уроки подражания

  пт., 06.04.2018

Воспитатель КМП

МАДОУ Боровского

детского сада «Журавушка»

Жуковская Л.Ш.

К концу первого года своей жизни ребенок начинает произносить первые осмысленные слова. Сколько радости вызывает у матери простое слово «мама», обращенное к ней! Но прежде, чем малыш окажется способен сказать его, причем сказать не «случайно», он должен пройти большой путь - и пройти с помощью родителей. Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком почти всецело остается чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. Очень важно разговаривать с малышом, когда вы его перепеленываете, кормите, купаете, укладываете спать. Это создает радостный и ласковый эмоциональный тон в вашем общении с малышом, тон, который он улавливает и на который отвечает. Но не только поэтому - не умея еще произносить звуки, не понимая, конечно, ничего из того, что вы приговариваете, ребенок прислушивается к вашей речи, он начинает чувствовать, что это к нему обращаются, в нем рождается желание ответить. Поэтому совершенно не правы те родители, которые не придают значения ранним разговорам с младенцем, не веря в то, что он может их понять. Уже в 2-3 месяца малыш начинает «разговаривать» в те моменты, когда он спокоен (до сих пор он лишь кричал, когда был чем-то озабочен). Пока это лишь неясное бормотание, в котором можно услышать нечеткие звуки - чаще всего отрывистые и гортанные аа, га, ги, кхы. Затем, примерно с 4 месяца, они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что младенец вступил в так называемую стадию гуления. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок способен и на то, что довольно образно определяется как лепет. Он начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка... Поддержите, постарайтесь развить это звуковое умение малыша. Вы еще не можете научить его подражать тем звукам, которые есть в нашей взрослой речи, но вы можете научить его повторять за вами то, что может произносить он сам (важно поэтому и вам учиться слышать лепет младенца!). «Ба-ба-ба», - лепечет малыш. Взрослый подхватывает эти слоги. После небольшой паузы он слышит их снова из уст ребенка. «Игра-перекличка» полезна для развития подражания, речевого слуха, произношения. Лучшее время для такой игры - примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Непременное условие - хорошее настроение его. Учтите важное обстоятельство: когда вы произносите звук, стремясь вызвать у малыша его повторение, малыш должен хорошо видеть ваше лицо. Ведь он не только слушает вас, но и смотрит на ваш рот, следит, за движениями губ. Начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: а-а-а, у-у-у. Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился «переключать» движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам, повторениям слогов, комбинациям их.

Не перегружайте свою речь во время «уроков подражания» («Сашенька, скажи а-а-а...»). Лишние слова лишь затеняют звук, повторения которого вы хотите добиться. Учтите, что на первых порах малышу трудно будет повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и он будет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было. Эта способность ляжет в основу намеренного подражания целым словам и выражениям, которые ребенок позже будет заимствовать из речи взрослых.

Может ли лепет сам по себе превратиться в речь? Нет. Ребенок сам не составляет слова из слогов, образующих лепет, таких, как ма, ба, па, дя; ребенок сам не составляет слова, которые стали бы обозначение близких людей (мама, папа, баба, дядя). Именно взрослые составляют слова из произносимых ребенком сочетаний и учат его произносить их, называть ими маму, папу, бабушку.

«Естественных» слов, которые рождались бы у малыша независимо от того, учат его этим словам или нет, не существует.

Это не значит, что малыш не участвует в создании своих первых слов. Роль его заключается в том, что он предоставляет нам, взрослым, «строительный» материал. Запас звуков у ребенка богат, среди произносимых им звуков есть те, которые похожи на звуки языка, на котором говорят окружающие его люди и который станет его родным языком. Есть и такие звуки, которые пожожи мало, есть непохожие совсем.

Взрослые, строя первые слова малыша, берут из лепета только то, что входит в звуковой состав их языка. Причем в большинстве случаев они делают это совершенно бессознательно, просто не слыша звуков лепета во всем их многообразии и оригинальности. Их развитый речевой слух, уже вполне сложившийся, сформировавшийся в соответствии со звуковыми нормами родного языка, прилаживает, подравнивает эти звуки к тем, которые имеются в их, взрослом, родном языке.

Обучая малыша речи, мы возвращаем ему взятые из его гуления и лепета звуки и звукосочетания, так сказать, во втором издании - переработанном, дополненном и... сокращенном. Когда малыш слушает взрослого и подражает ему, он не просто воспроизводит свой лепет в первозданном виде, он понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов.

Начало речи. Понимание

Во втором полугодии жизни у ребенка происходит развитие речевого слуха, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш второго полугодия жизни добивается многого.

С ростом возможностей ребенка - с формированием у него восприятия предметов, движений, действий - растут и требования к управлению поведением. Конечно, кое-что можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами - подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие. Но это именно «кое-что» - без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. Возникает необходимость в передаче ребенку смысла слов.

Когда взрослые кормят ребенка, одевают его, играют с ним, они говорят с ребенком, называют действия и предметы: «Встань... Дай ручку... Наденем шапочку... А теперь завяжем платочек... Вот мячик... Возьми мячик...» Все это повторяется неоднократно, изо дня в день. И понемногу малыш начинает понимать отдельные слова и короткие фразы, даже если вы и не заботились об этом специально. Но конечно, лучше все-таки заботиться, помогать малышу в этом непростом деле, облегчать ему восприятие и понимание вашей речи, ваших слов.

Тут плохи две крайности: скупость на слова и многословие. Мало разговаривать с малышом - это, конечно, плохо. Но ничуть не лучше, когда на него обрушивается слишком много слов, в которых теряется то, которое он должен услышать. Вот мама показывает малышу игрушечную собачку и говоит: «Посмотри, моя радость, какая хорошая игрушка! Дедушка тебе подарил. Собачка лает, хвостиком машет, а глазки у нее черные! Ты не бойся, она не кусает, она любит маленьких детей. Она только плохих людей кусает!» Конечно, малыш радуется, слыша мамин голос, разглядывает собачку. Но слово «собачка» безнадежно затерялось в потоке других слов, а сам малыш извлечь его оттуда, конечно, не может.

Чтобы слово сделалось понятным ребенку, стало обозначением, названием предмета, действия, нужно, чтобы оно было вами ясно отнесено к этому предмету, этому действию. Вы показываете малышу новую игрушку, он заинтересовался ею, тянется к ней. Назовите ее ясно, отчетливо, подчеркните это название голосом, паузой, так чтобы малыш действительно услышал произносимое вами слово. Потом, уже только услышав это слово (когда вы спрашиваете, например: «Где мячик?.. Где киска?..»), он начинает искать предмет глазами. Он понял вас, а правильнее сказать - он учится понимать.

Так начинается во втором полугодии речевое общение. Оно еще не полное, потому что говорит только взрослый, а ребенок отвечает действием, но все-таки это настоящий, достаточно точный ответ на вполне конкретный вопрос. Собеседники понимают друг друга.

Поскольку малыш отличает близких ему людей от других, вообще одного человека от другого, он может понимать имя человека. Конечно, строго говоря, «папа», «мама», «бабушка», «дедушка» - это не имена близких людей, но малыш узнает это гораздо позже и будет удивлен, что не только его маму называют «мама». Сейчас это слово для него - имя конкретного человека, так же как сочетания слов «баба Катя» и «баба Оля» - просто имена двух бабушек, которые он воспринимает как «Бабакатя» или «Бабаоля», тем более, что и взрослые произносят эти сочетания как одно слово, с единым ударением.

Вы подметили, что Ваш восьмимесячный малыш уже неплохо различает предметы, что он среди игрушек тут же выделяет новую и тянется к ней. Пользуясь этим, легко научить его понимать название новой игрушки, нового заинтересовавшего его предмета. Вы показываете малышу игрушку - «Вот мишка» - и убираете ее. Раньше, в первом полугодии жизни, малыш тут же отвлекся бы («С глаз долой - из сердца вон»), но теперь он продолжает смотреть в ту сторону, где был мишка, ждет его появления и очень радуется, когда игрушка появляется снова. Вы опять называете игрушку в момент, когда она появляется, - это закрепляет понимание слова.

Не все можно взять в руки и показать, назвав, поэтому нужно, чтобы малыш понял значение указательного жеста. Начинаете с предметов, до которых можно дотянуться. Вы почередно показываете и называете 2-3 предмета, до которых только дотрагиваетесь: «Это киска. Это мишка. Это ав-ав». Малыш следит за движением вашей руки. Когда он поймет значение указательного жеста, в ваши руки попадет средство привлекать его внимание к предметам, находящимся вдали. Например, вы гуляете с малышом по улице и хотите показать ему летящую птицу. Никаких словесных указаний («Посмотри вверх и немного вправо - птичка летит») он, разумеется, не поймет. А вот ваш указательный жест он поймет легко и впервые в жизни откроет для себя, что птицу зовут птицей.

Слово обобщает

«Где огонек?» - спрашивают малыша, и он устремляет взор на настольную лампу. Но лампочка под абажуром для него не огонек, а что-то другое. Поначалу слово для малыша выступает только как имя единичного, конкретного, этого предмета, с которым оно впервые связалось.

К пониманию обобщающей роли слова малыш еще должен прийти. Чтобы слово-название не оставалось для него именем единичного предмета, нужно показывать ребенку одинаковые предметы («Это ложка. И это ложка. И это ложка»), предметы, различающиеся величиной, формой, цветом (лежат два мячика, один большой, второй маленький; и про тот и про другой скажем: «Это мячик»). Свойства и особенности предметов малыш будет усваивать позже, но и сейчас, во второй половине первого года жизни (особенно к его концу), нужно обращать на это внимание.

Слово и действие

Речь взрослого должна управлять не только восприятием ребенка, но и действиями его. Вот почему так важно учить малыша понимать слова, которые обозначают движения, действия. Одевая или раздевая ребенка, вы помогаете ему встать, сесть, лечь и говорите при этом: «Встань... Вставай... Сядь... Садись... Ложись...» Он усваивает эти слова и потом проделывает все это сам, когда вы к нему обращаетесь с соответствующей просьбой. Когда малыш научится ходить, он должен одновременно научиться у вас словам «иди», «подойди», «стой»...

Когда вы учите ребенка движениям и действиям, которые выполняются руками, обязательно учите его одновременно и пониманию слов, которые эти действия обозначают («разожми кулачок», «дай», «положи», «отпусти»). Он должен протягивать ручку при слове «здравствуй», должен уметь помахать ручкой при прощании («До свидания!»)

Когда малыш научится выполнять по просьбе взрослого отдельные действия («возьми», «положи», «подними»), это создаст основу для того, чтобы с помощью слов строить более сложные действия: «Возьми мячик, дай мне», «Возьми мишку, положи на стул».

Словом можно побудить годовалого малыша воздержаться от действия, когда взрослый произносит строгое «нельзя». Сначала это слово всегда должно подкрепляться делом. Если ребенок тянется к хрупкой вазочке, надо не только сказать «нельзя», но и придержать его ручки, а затем постараться переключить его внимание на более подходящее занятие. В дальнейшем окажется достаточно одного словесного запрета, произнесенного со строгой интонацией.

Следующим шагом за пониманием речи других людей является произнесение ребенком своих первых осмысленных слов.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района
Боровский детский сад «ЖУРАВУШКА»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей
625504, Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Максима Горького, д.10, стр. 1
Телефон: 8 (3452) 722-569, 8 (3452) 723-248
Эл. почта: jyrawyshka@yandex.ru
Сайт разработан в студии  
«Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: